Обзор операторов рынка пансионатов для пожилых — Москва и область — 2022
- Группа основных игроков сохраняется, но есть изменения позиций внутри группы
- Существенного снижения выручки не произошло, несмотря на пандемию
- Растет зависимость от государства и оплаты по 442-ФЗ
- Открытость рынка остается низкой
Для подготовки обзора мы проанализировали открытую отчетность компаний, управляющих различными форматами стационаров для пожилых в Москве и области, по итогам отобрав 10 операторов с наибольшим объемом выручки. Такая выборка покрывает основную долю крупнейших игроков рынка, оставляя вне анализа компании, скрывающие показатели бизнеса.
В прошлом году совокупная выручка топ-10 составила 2,8 млрд руб., что на 10% ниже показателя 2020 г., но при этом 4 из 10 компаний показали рост выручки. Операторы данной выборки управляют более чем 50 пансионатами совокупной вместимостью свыше 4000 мест.
По статистике, которую Фонд 60+ собирает в рамках проекта “Индикаторы”, 2021 год сопровождался снижением среднего уровня заполняемости частных пансионатов, которая в Москве и Московской области ушла ниже 65%, что было частично компенсировано ростом среднего чека. Высокая смертность старшего поколения от коронавируса и его последствий, а также ограничения на прием новых клиентов в период пандемии были главными негативными факторами для рынка.
На рынке есть два действительно крупных оператора, работающих с пожилыми — Группа компаний “Опека” и Senior Group, которые серьезно отличаются по масштабам работы от остальных. Они нацелены на более высокий ценовой диапазон, работают не только в московском регионе, но и в других субъектах РФ, развивают направление надомного ухода и другие услуги, сотрудничают с государством по 442-ФЗ и проектам ГЧП. Такая диверсификация обеспечивает в последние годы выручку, близкую к 1 млрд руб.
Остальные операторы или больше сконцентрированы на одном регионе и на стационарном уходе за пожилыми, или располагают меньшим набором объектов под управлением, или работают в более низком ценовом диапазоне, или не получают существенных объемов финансирования от государства, или сочетают эти факторы, которые не позволяют добиться сравнимых с лидерами показателей выручки.
В то же время мы видим примеры операторов, показывающих серьезный рост бизнеса в том числе за счет привлечения коммерческих клиентов — это сеть “Забота”, оператор пансионата “Идиллия” и сеть “Маяк”. Последние два еще в 2020 году не входили в топ-10.
Важный момент при анализе рынка — это вопрос отражения выручки операторов в отчетности. Типичный московский “коттеджный” пансионат (именно они формируют региональный рынок) с мощностью 50 мест при среднем чеке 1500 руб. и средней заполняемости приносит 20-25 млн руб. в год. Сети в 8-10 и более неформатных объектов в Московской области не являются редкостью, гораздо реже можно увидеть соответствующие объемам оказания услуг цифры в отчетности компаний.
Открытые компании в подавляющем большинстве входят в реестры поставщиков Москвы и(или) Московской области, что означает не только повышенный уровень раскрытия информации, но и “белые” выплаты субсидий соответствующим регионом за оказанные услуги по уходу. Более транспарентным рынок мог бы стать после лицензирования стационаров, однако этот процесс пока затягивается.
Интерес к уходу за пожилыми с бюджетным финансированием растет. Так, тариф, установленный Москвой для стационаров, составляет от 1761 до 2944 руб. в день. Для редких пансионатов с более высоким уровнем цен это не слишком интересно, но клиенты по 442-ФЗ все равно привлекательны в плане стабильности и долгосрочности финансирования, возможности продажи дополнительных услуг. Большинство же пансионатов московского региона продает свои услуги ниже этих тарифов.
Однако только вхождение в реестр поставщиков социальных услуг, для многих непреодолимое из-за несоответствия требованиям к недвижимости, не означает автоматического получения клиентов, услуги которым будут софинансироваться из бюджета города или области. Процесс оформления документов достаточно сложен, к тому же государственные органы могут проявлять большую заинтересованность в направлении пожилых в подведомственные учреждения, а не частные пансионаты.
По сравнению, например, с Санкт-Петербургом, где сотрудничеством с городом для операторов пансионатов является приоритетным, в московском регионе пока преобладают коммерческие услуги. Тем не менее, бюджетное финансирование нельзя назвать несущественным. В 2022 г. в бюджете Москвы на субсидии поставщикам социальных услуг заложено в целом 686 млн руб. и еще 1 млрд руб. отдельно на услуги по проекту для граждан старшего поколения. В бюджете Московской области по статье “Развитие негосударственного сектора социального обслуживания” предусмотрено 2,75 млрд руб.