Рэнкинг операторов рынка пансионатов для пожилых — СПб — 2022

Рэнкинг по данному сегменту рынка раскрывает информацию о соотношении сил основных игроков в сфере ухода за пожилыми. Фонд проанализировал информацию по более чем 70 компаниям, управляющим частными пансионатами в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, проранжировав их по объему выручки (доходов) за 2021 г.

На пансионаты для пожилых оказывала глобальное негативное влияние пандемия коронавируса — высокая смертность среди пожилых людей, усложнение возможности приема новых клиентов, рост дополнительных затрат и др. Это подавляло как текущую деятельность, так и минимизировало темпы открытия новых объектов. В результате выручка ведущих операторов снизилась в среднем на 5% (2021 к 2020 г.). Примерная оценка объема рынка понижена до 2,5-2,7 млрд рублей. Общая емкость пансионатов региона составляет свыше 5400 мест.

Главный локальный фактор, который повлиял на расстановку сил — это события начала 2021 г., когда лидер рынка — группа “Опека” отказалась от работы по новому порядку оплаты социальных услуг, установленному городом. В итоге сотни пожилых клиентов пансионатов и надомного обслуживанию были переданы другим операторам.

Это повлияло на петербургскую выручку “Опеки” в плане снижения, но зато помогло увеличить долю рынка другим операторам (“Гармония”, “Агентство ЮСИ”, “Наша Забота”), сотрудничающим с городом. Каждый из последних в итоге прибавил более 50 млн рублей выручки.

“Наш рост произошел именно за счет количества — мы получили возможность взять больше клиентов и в пансионат и на надомное обслуживание по ИППСУ”, — говорит Саида Султанова (“Агентство ЮСИ”). Анна Юрганова (“Наша Забота”) отмечает, что увеличение выручки компании произошло как благодаря услугам пансионата, так и медицинским услугам, но по уходу был зафиксирован основной рост. Расширение бизнеса “Гармонии” произошло как за счет субсидий, так и добавления пансионата в Рощино.

Алексей Маврин (“Опека”) объясняет, что компания “по-прежнему продолжает работать с городом, оказывает услуги клиентам с гос.субсидией и планирует также развивать это направление, но “Опека” диверсифицировала клиентский портфель, теперь соотношение коммерческих клиентов к клиентам с субсидией стало примерно поровну”.

Радикальных изменений в рэнкинге за год не произошло — лидером рынка остается “Опека”, при этом отрыв от “Гармонии” и группы СКСС сократился. “Наша Забота” показала самый высокий темп роста выручки (+86%), за счет чего поднялась на 5-е место. Вторую половину топ-10 стабильно занимают небольшие компании, управляющие отдельными пансионатами или сетями, преимущественно в пригородах или области, и сотрудничающие с последней.

Анализ показателей компаний подтверждает необходимость диверсификации бизнеса — все крупные операторы занимаются не только услугами пансионатов, но и надомным уходом за пожилыми, оказывают медицинские услуги, располагая необходимыми лицензиями.

В целом, частные пансионаты все больше зависят от государственного финансирования при оказании услуг по уходу за пожилыми в качестве поставщиков социальных услуг. Из топа выпал единственный полностью “коммерческий” оператор (“Ялта”), и теперь там только компании, получающие финансирование от города и (или) области. Во “втором эшелоне” таких операторов тоже становится все больше, в основном за счет пансионатов из Ленобласти.

В ближайшее время можно ждать определенных перемен из-за продажи или закрытия существующего операторского бизнеса в связи с последними событиями в стране. Создать же новую крупную сеть пансионатов на 150-200 мест за счет исключительно коммерческих клиентов возможно в нижнем ценовом сегменте, при условии доступа к дешевой недвижимости и других составляющих низкозатратной бизнес-модели.

Другой вариант развития — строительство новых объектов за счет ГЧП, например, концессии, но все ранее анонсированные проекты в этой сфере затягиваются, а появление новых в текущих экономических условиях как минимум под вопросом. “Некоторые считают, что сейчас не время для роста, текущие бы проблемы решить. Площадей для расширения не хватает всем операторам, это общая проблема, но, в целом, я думаю, что нужно желание, поставленная цель и стремление ее достичь. Нет других препятствий”, — считает Алена Афонина (“Эпоха”).

Важной особенностью рэнкинга является использование открытой информации, поэтому в нем отсутствует несколько относительно больших по меркам региона сетей неформатных пансионатов, в отчетности которых не отражена соответствующая масштабам бизнеса выручка, а также благотворительная организация “Хэсэд Авраам” (оператор крупного пансионата “Курортный”) — в этом случае мы не смогли получить информацию о стоимости оказанных услуг по уходу за пожилыми.

Скачать рэнкинг