Лицензирование пансионатов для пожилых

Подготовили информацию по теме лицензировании деятельности стационаров, занимающихся уходом за пожилыми людьми.

Ситуация на 24.03.2023: решение о лицензировании не принято, потенциально готовится несколько разноплановых законопроектов о лицензировании, ни один из которых не прошел даже 1-е чтение в Государственной думе РФ.

Срок введения лицензий: не определен.

Лицензионные требования: не определены.

Какая есть информация:

  • Активное обсуждение темы лицензирования пансионатов для пожилых началось в 2020 году, что объяснялось необходимостью усиления контроля за пансионатами, в которых происходят несчастные случаи.
    За более чем 2 года реального прогресса в данном направлении нет, несмотря на (или благодаря) появлению различных подходов.
  • Первым концепцию лицензирования подготовил Минтруд в 2021 г., соответствующая нормативная база так и не была принята. Свой законопроект о лицензировании внес в ГД в 2021 г. Курултай Башкортостана, но данный проект был отклонен. В 2023 г. законодательную инициативу внесло Законодательное собрание Кемеровской области, еще один законопроект подготовлен депутатом ГД Бессараб С. В.
  • Введение лицензирования требует принятия изменений в ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” и другие законы, подготовки Постановления Правительства РФ о порядке лицензирования и др. документов на федеральном уровне и в регионах, что может занять длительное время. Данный процесс в настоящий момент находится на самой ранней стадии.

Какие есть подходы:

  • “Минтруд”. Концепция 2021 года предусматривала лицензии для стационаров 3 категорий: для взрослых, для детей, для людей с психическими заболеваниями. Планировалось, что лицензии станут обязательными с 2023 года, при этом компаниям, находящимся в реестре поставщиков социальных услуг будет предоставлена отсрочка. Данная работа была заморожена.
    В январе 2023 г. появилась информация, что Минтруд снова ведет работу над законопроектом о лицензировании (а также о создании рабочей группы с МЧС и другими госструктурами по разработке изменений в законодательство, направленных на обеспечение пожарной безопасности домов престарелых, хостелов и приютов, функционирующих в частных домах или на землях ИЖС).
    В число лицензионных требований войдут “помещения, удовлетворяющие санитарно-эпидемиологическим требованиям, материально-техническое обеспечение для каждого конкретного учреждения, штатное расписание, штатная численность сотрудников, которая оказывает соответствующие услуги в учреждениях”.
  • “Башкортостан”. Законопроект Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, внесенный в ГД в апреле 2021 года, предусматривал лицензирование деятельности “по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам пожилого возраста”, при этом целью называлось недопущение “трагических случаев” в пансионатах и “повышение контроля за деятельностью коммерческих организаций”. Недостаточная обоснованность проекта привела к тому, что в октябре 2022 года он был отклонен ГД.
    В январе 2023 г. появилась информация о том, что работа Башкортостана над документами по лицензированию будет продолжена.
  • “Кемерово”. Законодатели Кузбасса в январе 2023 г. пошли по пути подготовки законодательной инициативы, которая предусматривает лицензирование деятельности “по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания”. Также предлагается внести изменения в 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», согласно которым организации, “оказывающие социальные услуги в стационарной форме, включаются при наличии лицензии в обязательном порядке в реестр поставщиков”. Дополнительно предлагается “установить новое основание для проведения контрольных (надзорных) мероприятий: наличие у органа пожарного надзора сведений о нарушениях требований законодательства о пожарной безопасности в государственных и муниципальных учреждениях, организациях с круглосуточным пребыванием граждан, а также на объектах с массовым пребыванием людей”, по которому будет разрешено проведение внеплановых проверок и внеплановых инспекционных визитов без согласования с органами прокуратуры. Еще одно предложение: “распространить весь комплекс контрольных (надзорных) мероприятий на жилые помещения, за исключением случаев, установленных федеральным законом о виде контроля”.
    Данную законодательную инициативу рекомендовано доработать и направить на рассмотрение ГД.
  • “Бессараб”. Депутат ГД Светлана Бессараб также в январе 2023 г. подготовила законопроект о лицензировании деятельности “по уходу за престарелыми и (или) инвалидами с обеспечением проживания”. Проект предлагает или получить лицензию на осуществление “соответствующего вида деятельности” либо прекратить ее осуществление не позднее 1 января 2025 г.
    Данный проект направлен в Правительство РФ “на заключение”, после чего планируется направить его в ГД.

Какие есть проблемы:

  • На уровне различных государственных органов власти, в целом, наблюдается положительное отношение к усилению контроля за деятельностью пансионатов, но именно лицензирование пока выглядит неподготовленным.
  • Расширение спектра лицензируемой деятельности в РФ требует обоснования — введение лицензий должно быть единственным средством регулирования проблем, которые есть в данном сегменте рынка (например, несчастные случаи в пансионатах). Если говорить о работе пансионатов, то различные аспекты их деятельности проверяются МЧС, Роспотребнадзором, органами прокуратуры, Рострудом и пр. Пока никто из инициаторов законопроектов не смог предоставить объяснение, как именно лицензии изменят ситуацию, и почему изменений нельзя добиться с помощью улучшения существующих инструментов контроля.
  • Введение лицензирования потребует от государства расходов на создание соответствующего аппарата,  нагрузка на бюджеты (с учетом доходов от оплаты лицензий) также должна быть оценена и обоснована. Эта аргументация также отсутствует, а в существующих условиях дополнительные бюджетные расходы рассматриваются особенно тщательно.
  • В целом, законопроекты о лицензировании должны иметь более высокий уровень подготовки и в плане анализа существующего законодательства в сфере социальных услуг и реальной ситуации с работой рынка стационаров, занимающихся услугами для пожилых людей, а также комплексных последствий введения лицензирования, в первую очередь для самих пожилых людей, нуждающихся в уходе . Этого элемента пока также нет.

Мы будем следить за развитием событий.